Статья "Управление воображением"
То, что я сейчас буду рассказывать, может перевернуть ваше представление о написании книг в принципе. Кто-то может меня возненавидеть и не согласиться, кто-то может что-то извлечёт для себя нового, кто-то это уже знает. Речь пойдёт об управлении воображением с помощью авторского слова.
Прежде, чем мы приступим, давайте разберёмся, что такое воображение? Воображение — способность человека к спонтанному возникновению или преднамеренному построению в сознании образов, представлений, идей объектов, которые в опыте в целостном виде не воспринимались или не могут восприниматься посредством органов чувств (как, например, события истории, предполагаемого будущего, явления или мира, не существующего вообще - сверхъестественные персонажи сказок, мифов и пр.); способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет роль в следующих процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, память. Всякий процесс, протекающий «в образах» является воображением. (Википедия)
От себя могу добавить, что воображение это способность комбинировать, то есть создавать что-то своё из уже существующих или раннее увиденного. Чем больше увидел и узнал человек, тем разнообразнее будет комбинация, созданная в его мозгу. Но не всегда. Комбинаторику как и воображение надо постоянно развивать. Возьмём минипута, скажем, принцессу Селению, пиратку и какую-нибудь героиню с розовыми волосами. Что мы получим? Девчонку человеческих габаритов в костюме пиратки с прической Селении, но с розовыми волосами. Добавим в волосы космос, одежду посовременнее и два пистолета. Ещё добавим кошачьи уши, усики и получим ядерную смесь героини для ММО РПГ. Ещё варианты? Красное платье, девицу, похожую на Лару Крофт, волосы как у Дейнерис, в руках самурайский меч, на спине татуировка дракона, сапоги, ещё она дочь предпринимателя, которого угробил мафия, сын которого будущий жених этой гёрлы. И это я сейчас на ходу придумала.
Как я, например, создала Стражей Пандемониума? Точнее сказать, из чего этого было скомбинировано? В основу легла старая детская книжечка про рыжую девку, за которой охотится стрёмный, я бы сказала, больной маньяк. Он же брат её друга, который убил собственную мать. Ещё там были какие-то Чёрные Дамки, маги, пророчества и прочее. Это я придумала лет в десять. Из Пиковой Дамы сделаем убийцу-ведьму, главного врага сдвинем на второй план и приставим к нему террориста-предпринимателя, который им управляет, и который ещё и маг. Добавим девушку-пришельца, над которой он какое-то время совершал запрещённые эксперименты, и которая на самом деле прибыла на Землю по ошибке, но теперь там есть портал в её мир, который опасно открывать, и для этого нужны стражи, чтобы охранять проход. А стражами становятся девушка-пришелец, главная героиня и её подруги. Добавим к этому то, что одна девушка должна была стать женой другого инопланетного существа, который её так и не дождался. Пока девушки справляются с террористами и Чёрными дамками, пытающимися открыть проход в другой мир, пришелец является на планету и грозится всё разрушить к едрени фени и героини отправляются на поиски этой девушки прямиком в Китай. Но что? Там мафия, заговор, бывший наставник девушки-пришельца, который в плену, ещё и какой-то золотой треугольник, который Иисус нёс из Индии до Иерусалима, и который связан с порталом в тот мир…
В создании Стражей я ориентировалась на одну старую компьютерную игру, один аниме сериал, книгу Кики Страйк Кирстен Миллер и общие впечатления от фильмов про террористов, магов и свои старые произведения, написанные эдак в восемь, десять и одиннадцать лет.
Знаю я не очень много на самом деле, но я умею скомбинировать это так, чтобы получилось «Вау!» Любая полученная мною информация проходит какую-то переработку и становится своего рода ресурсом для выполнения той или иной задачи, в частности в писательском деле. Если вы научитесь манипулировать полученной информацией так, как вам заблагорассудится, перед вами открыты все дороги в писательстве.
Но это управление собственным воображением. А теперь поговорим об управлении читательским воображением. Воображение каждого человека весьма индивидуально. Кто-то воспринимает всё буквально, кто-то понимает намёками, кому-то приходится разжёвывать. Один мой хороший знакомый как-то поделился, что один из людей, сказал про его рассказ, что писать надо более прямолинейно, без увиливаний от точных описаний происходящего и окружающей обстановки. И тут многие даже уже, казалось бы, опытные писатели, совершают глобальные ошибки. Возьмём случай со знакомым. Он описывал проход в вагоне, от которого обычно несёт хуже, чем от помойки. Знакомый описал это как «Несло соответствующим запахом…» (приблизительно). Ему же предложили так и написать «…Мочой». Дорогие мои. Когда я слышу слово «моча», я представляю свою собственную струю, которая льется из-под меня и стекает в унитаз. Или моча в баночках для анализов в поликлинике. Так себе зрелище, знаете ли. Или хуже того, я вспоминаю, как встречала паренька, который мочился на стенку газетного киоска на довольно открытом пространстве, а потом ещё и беспардонно попросил у меня сигарету. Знаете, по-моему, достаточно вполне написать, что в проходе между вагонами несло соответствующе, так как в России знают все, как оттуда несёт и излишние уточнения, мне кажется, не всегда корректно использовать в данной ситуации. Если вы описываете туалетную комнату не первой свежести, то какой смысл добавлять, что там воняет мочой, если это итак ясно как божий день? Если конечно, вы не собираетесь писать трилогию Зелёного слоника или писать сценарий для продолжения «Сала и 120 дней содома». Но не думаю, что вы хотите прославиться именно таким сеттингом, пестреющим в ваших книгах.
Также я никогда не понимала излишние описания, который появляются в некоторых местах как гром на голову. «Зубы сияют, как только что выпавший снег» было уместно только по отношению к Ледяному Джеку в мультфильме Хранители Снов, а не в книге, где пациент сидит в кресле у стоматолога. Потому что воображение читателя выдаст вам сначала рот пациента, в который смотрит дантист, а затем тут же снег, который каким-то макаром очутился в кабинете, и что страшнее, выпал изо рта больного. «Люди, суетящиеся по квартире, словно пчёлы в сотах», вызывают у меня картину людей с крылышками, летающих по дому, стены которого забиты сотами с мёдом. Весёлая такая картина, не находите? Если бы люди были на улице, или в любом другом открытом пространстве, это сравнение звучит куда более логично и корректно. Или «Кошка была чернее угля в шахтах, который добывали днём и ночью работники, скучая по своим семьям и тёплому очагу». Чёрт, вы понимаете, как вы насилуете воображение читателя? Сначала перед ним была кошка, потом из неоткуда взялись шахтёры в подземельях, и вдруг сбор семьи возле горящего камина. От кошки мы ушли уже далеко надолго. И хуже того, если автор бросается в ненужные рассуждения о черноте угля, сложности работы шахтёров и семейных ценностях, тут хочется закрыть лицо рукой и выдать фейспалм. Какая там кошка? У нас тут война в Помпеях, рождение второго Гитлера и возвращение Иисуса… Не надо так. Если, конечно, так не задумано специально, и кошка была лишь предлогом начать этот длинный монолог автора. То тогда, да, дерзайте. Но если ваша основная цель заключалась не в рассуждениях о мироздании, а сюжетной линии, частью которой является кошка, то хотелось бы, чтобы вы воздержались от них, как бы вас не несло в эту стезю. Если вам так хочется поговорить о Гитлере, напишите отдельную статью, книгу, но не стоит мешать мух со слонами.
Управляйте воображением и своим и читательским. Если вы хотите изобразить закат, так и пишите «закатное солнце/варево/небо», или хотя бы так, чтобы это было похоже на закат «солнце склонилось низко к земле, окрашивая её в огненные цвета». Если вам нужна стена, пишите – «стена», если вам нужен мотоцикл, пишите «мотоцикл». Не стесняйтесь проявлять слова в их естественном виде, в котором они есть, но и не злоупотребляйте ими, если не хотите получить «жёлтого море сами-знаете-чего» или «землю вместо шоколада» во рту у влюблённого.
Комментарии
Отправить комментарий