Характеры повествований в книгах.
Замечала, что многие авторы пишут весьма по-разному.
Нужной классификации стилей и характера повествования я так и не нашла, либо
классификация очень банальна и не описывает того, что существует на самом деле.
Стили могут перемешиваться, дополнять друг друга и грамотно сочетаться с
другими.
1. Молниеносный.
Событие может резко сменять другое, ты едва
поспеваешь за персонажами и происшествиями, еле успеваешь свыкнуться с
ситуацией, как она набирает совсем иные обороты. Стиль у автора может быть весьма
лёгким и простым, но при этом хорошо читающимся, что не мешает читателю следить
за событиями в книге. Диалоги очень логичные и живые, очень плавно
переплетаются с действиями главных героев, они настолько увлекают, что ты едва
улавливаешь суть. В одном предложении персонажи мирно сидели в кафе, в
следующем уже удирают от какого-то странного монстра, через пару абзацев
монстра уже мочит крутой дядька с пистолетами, а потом на дядьку охотится какая-то
тайная группировка, а в следующей главе персонажи уже летят на самолете в
какую-то страну, но самолет падает, а персонажи чудом спасаются… Перечислять
можно до бесконечности. Даже если события не настолько молниеносны, что-то
такое есть в тексте автора, что заставляет вас проглотить книгу полностью почти
за один день.
Пример: Гарри Поттер, Кики Страйк.
2. Спокойный.
События в этом тексте играют не первостепенную
роль, но сюжет может быть очень даже хорошим, просто он более спокойный и
покладистый. За такими книгами можно отдыхать, пить кофе и слушать урчание
кота. В книге много разнообразных и красивых описаний, в меру разбавленных
интересными диалогами, чаще интеллектуального или эмоционального содержания, в
зависимости от задачи автора, порой и того и другого. Это книга для отдыха или
для неплохого повода над чем-то задуматься.
Пример: Тёмные Начала, Хроники Нарнии.
3. Интеллектуальный.
Здесь большую роль играют рассуждения
персонажей, в независимости от тематики книги, будь то художественная, научная,
сюжетная, или мемуары. Тема чаще всего сложная для простого восприятия и её
лучше читать в полной тишине, в очках за чашкой чая, да так, чтобы никто вам не
мешал уловить всю суть, которую хочет донести до вас автор. Сюжет здесь может
быть как молниеносный, так и более простым, но пыхтеть, чтобы успеть за
событиями не придется, ведь автор будет давать вам много пищи для размышлений:
загадка фараона, тайна убийства, по следам пропавших, правильно ли поступают
персонажи и с чем вообще ели весь смысл предки главных героев. В таком стиле
часто пишутся детективы или мистические детективы.
Пример: Код да Винчи, Приключения Шерлока
Холмса и доктора Ватсона, Параллельные вселенные.
4. Громоздкий.
Здесь очень много, много, много описаний,
которых порой настолько много, что сюжет на их фоне тонет и просто исчезает. И
это ещё не самое страшное, описания очень отвлекают от сути, не придают книге
смысла, а всего на всего добавляют в неё больше слов и предложений, которые
весьма можно было бы сократить. Иногда, конечно автор пытается вложить в книгу
какой-то глубокий смысл, и ему это удается, но до него столько лишнего
прочитываешь, что не всегда понимаешь этот самый смысл. Изредка ему удается
вложить очень интересную суть, что читатель с легкостью расправляется со всеми
описаниями и идет дальше, добираясь до культовой части произведения.
Громоздкими произведениями заполнена практически вся русская классика и
частично зарубежная. Порой, когда смысл вроде бы очевиден, но читать все равно
это очень долго, люди начинают копаться в описаниях и искать там скрытый
символизм, которого может и не быть.
Пример. Война и Мир, Собор Парижской
Богоматери, Мёртвые Души, Властелин колец.
5. Метаморфозный.
Это совершенно новый стиль в литературе. Чем-то
этот стиль напоминает молниеносный. Вся разница в том, что эта книга состоит
практически из одних описаний и метаморфоз, перетекающих одна в другую. Пока описание
перетекает в другое, ты не поспеваешь за ним. В одном предложении ты пил кофе и
гладил кота, в другом уже бежишь по проспекту за ветрами мостовой, а в другом
пишешь контрольный срез знаний в школе. Пример приведен не самый удачный, как
это выглядит взаимосвязано в оригиналах, примеры которых я читала, но, тем не
менее, как приблизительно это выглядит. В таких произведениях много символизма,
чувств и переживаний, скрытых в символах и предметах, окружающих главного
героя. Тут почти нет сюжета, здесь рассуждение о жизни, сотканное из описаний
быта и упоминаний о событиях. Чтобы писать в таком стиле, надо иметь очень
сложный внутренний мир и мудрено устроенный мозг, который каждой клеточкой
впитывает в себя всё, что его окружает и может настолько головокружительно
описывать самые простые и обыденные вещи.
Пример: Атлас Памяти.
Комментарии
Отправить комментарий